Пятница, 26.04.2024, 08:22Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Сайт преподавателя информатики

Рекомендации

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ

 

Пояснительная записка

Самостоятельная работа для студентов-заочников является важным  методом обучения. Это вызвано очень малым количеством аудиторных занятий по сравнению с очной формой обучения, и одновременно большим объемом учебных заданий для выполнения в межсессионный период. Многие студенты, не имея достаточного опыта самостоятельной работы, сталкиваются с определенными трудностями при подготовке к занятиям. Самостоятельная работа студентов заочников заключается в том, чтобы в межсессионный период изучить материал учебных дисциплин по учебникам, монографиям, научным статьям, нормативно-правовым актам. На основе изученного материала студент должен выполнить письменные задания: контрольные работы, курсовую работу, реферат.
Самостоятельная работа студентов  проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справоч­ную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: твор­ческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к самораз­витию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений.
Данные рекомендации призваны  помочь студенту-заочнику правильно  спланировать и организовать самостоятельную работу, как в межсессионный период, так и в период лабораторно-экзаменационных сессий.
 
1.      Общие положения
В учебном процессе вы­деляют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, до­полнительной литературы);
- составление плана текста;
- конспектирование текста;
- выписки из текста;
- работа со сло­варями и справочниками;
- ознакомление с нормативными документами;
для закрепления и систематизации знаний:
-  работа с конспектом лекции (обработка текста);
- повторная работа над учебным материалом (учебника, пер­воисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
- составление плана и тезисов ответа;
-  составление таблиц для систематизации учебного мате­риала;
- ответы на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирова­ние, конспект-анализ и др.);
- подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
- подготовка рефератов, докладов;
- составление библиографии и  др.;
для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу;
- решение вариативных задач и упражнений;
- проектирование и мо­делирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; 
- подготовка курсовых и дипломных работ (проектов).
  
2.        Планирование самостоятельной работы
Для организации самостоятельной работы студент-заочник должен рационально ее спланировать. План – это четко намеченный на определенный срок порядок работы. Ориентиром для составления личного плана является учебный график.
Учебный график является основным документом, регламентирующим учебные занятия заочников, в котором отражены изучаемые дисциплины, сроки выполнения домашних контрольных работ, сроки проведения лабораторно-экзаменационных сессий.
Для более четкой организации самостоятельной работы студент должен составить план. Составлять план можно на год, месяц, неделю, включая в него перечень наиболее значимых дел, с указанием примерных сроков выполнения. Чтобы добиться высокой производительности в учебной работе, необходимо соблюдать строго продуманный режим труда и отдыха. Перед началом каждой работы надо четко уяснить ее цель, продумать план выполнения и тщательно подготовить все необходимое для ее осуществления.
 При изучении материала по той или иной дисциплине следует руководствоваться программой и методическими указаниями по выполнению контрольных работ. Программа указывает, что должен изучить заочник, а методические указания разъясняют, как надо изучать материал и выполнять контрольные  работы. Некоторые методические указания содержат определенную дозу теоретической и практической информации, однако, они не могут заменить собой учебник по дисциплине.
 Изучение дисциплины следует планировать учитывая время работы на производстве, количество и сроки представления контрольных работ и сроки сдачи экзаменов. Для начинающих самостоятельно заниматься расписание личных занятий рекомендуется составлять на месяц. Получив некоторый опыт, можно перейти к планированию работы на полугодие или на весь учебный год. В расписании занятий заочник должен предусмотреть ежедневно 3-4 часа для учебной работы, делая через каждый час небольшие перерывы для отдыха. Рекомендуется изучать одновременно несколько дисциплин, но в расписание следует включать не более 2-х дисциплин в день, при этом, на первые часы планировать дисциплины более трудные для усвоения.
 Нерационально заниматься изучением только одной дисциплины до полного ее изучения, затем второй, третьей и т.д. Студенты, работающие по такому методу, на экзаменационной сессии сдают лучше ту дисциплину, которую изучали последней. Параллельное и последовательное изучение всех дисциплин приносит, несомненно, большую пользу.
 Приступая к изучению какой-либо дисциплины, необходимо в первую очередь, составить план занятий, т.е. разделить материал на последовательно изучаемые темы, пользуясь учебной программой, методическими указаниями и контрольными заданиями, которые в значительной мере помогут организовать самостоятельную работу и облегчат усвоение материала.
Продумав последовательность изучения дисциплины, учащийся должен наметить сроки работы над каждой темой. Конечно, в процессе учебы они могут изменяться в зависимости от трудности того или иного материала, но в основе занятий должен быть план. Работа без плана приводит к нерациональному расходу времени, в результате чего даже добросовестный учащийся к концу семестра может оказаться в затруднительном положении.
 В качестве примера можно рекомендовать такую форму плана на неделю:

Дата

День недели

Количество времени

Что надо сделать

Выполнено или нет

Необходимо добиваться полного сознательного усвоения теоретического материала, научиться применять теорию при решении практических задач.
 В период лабораторно-экзаменационной сессии студенты могут получить консультации у педагогов, в колледже организуются групповые и индивидуальные консультации. За консультацией рекомендуется обращаться после изучения всей темы, в межсессионный период заочники могут получить консультацию посредством электронной почты, задав интересующий их вопрос преподавателю соответствующей дисциплины. Консультации, проводимые преподавателями, дают возможность  получить ответы на все интересующие их вопросы, на которые они не смогли найти ответ в процессе самостоятельной работы над заданным материалом, как  при подготовке домашней контрольной работы, так и при подготовке к итоговому контролю знаний.
 
3.      Работа с книгой
Все виды самостоятельной работы: для овладения знаниями, для закрепления и систематизации знаний, для формирования умений - предполагают, прежде всего, работу с книгой - чтение учебника, составление плана, конспектирование, аналитическую обработку и т.д.). Рассмотрим некоторые особенности работы с учебной и дополнительной литературой. Такую работу условно можно назвать – работа с книгой.
Процесс работы с книгой условно можно разделить на этапы:
1.      просмотреть учебный материал
2.      прочитать материал, делая пометки карандашом
3.      из прочитанного материала сделать выписки или конспект
4.      повторить прочитанное
При чтении учебного материала необходимо выделить яркие примеры и факты, сравнить их с известными, мысленно дать им оценку. Наиболее распространенной формой прочитанного является план, простой и сложный, тезисы, выписки, конспект.
Составленный план дает общее представление о прочитанном, раскрывает структуру темы, раздела или книги, выделяет определенный круг вопросов в их последовательности и взаимосвязи; помогает мобилизовать внимание и восстанавливать в памяти прочитанное. Для составления плана необходимо внимательно прочитать учебный материал; продумать его содержание; выделить основные вопросы; озаглавить каждый выделенный вопрос и записать этот план.     
Тезисы – это краткая, сжатая формулировка основных положений учебного материала. Тезисы, как правило, составляют в том случае, когда изучаемая тема хорошо усвоена и не требует подробной записи. При составлении тезисов необходимо:
-внимательно изучить материал
-кратко и последовательно изложить его основные идеи в виде пунктов
-в каждом записанном тезисе необходимо подчеркнуть главное слово, чтобы таким образом закрепить смысловое акцентирование записи.
Выписки - это выбранные из текста определения, факты, схемы, таблицы и т.д. Необходимым условием, предъявляемым к выписке, является абсолютная точность, полное соответствие тексту оригинала, а также подробное указание источника.
Конспект - это сжатое, последовательное изложение учебного материала.
Изучаемая книга может представлять различную трудность, поэтому используются различные виды записи. Их выбор зависит от того, насколько хорошо известен предмет изучения, отработаны умения работать с книгой, определять в тексте основные и второстепенные вопросы и т.д.
 
4.      Работа с Интернет-ресурсами
Студентам в образовательном процессе не всегда удается использовать необходимую литературу, что может быть обусловлено ее отсутствием в библиотеках и книжных магазинах. Помимо этого, информация может быть разбросана по разным источникам, что затрудняет доступ к ней. В этом случае может помочь Интернет. Студент получает уникальную возможность для самообразования, поскольку образовательные Интернет-ресурсы активизируют познавательную деятельность, формируют информационную культуру, навыки исследовательской и аналитической деятельности, а так же формируют умения самостоятельно принимать решения. Размещенную в сети информацию, которую можно использовать в обучении можно разделить на три группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты).
Наиболее значимыми являются электронные библиотеки, при работе с которыми студенты, чаще всего, получают бесплатный доступ к размещенным каталогам и материалам. В некоторых электронных библиотеках можно найти книги и материалы, наличие которых в электронном варианте значительно помогает студентам  при подготовке к занятиям, при выполнении контрольных работ, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Помочь выбрать нужный материал в интернете для выполнения контрольной работы или при подготовке к занятию может и преподаватель, включая в список рекомендованных источников, заранее просмотренные им интернет – ресурсы.
 
5. Конспектирование прочитанного
Прежде чем начать составлять конспект, нужно ознакомиться с книгой (разделом, темой), прочитать ее сначала и до конца, понять прочитанное.
На обложке тетради записываются название конспектируемого произведения и имя его автора. Составляется план конспектируемого текста.
Запись лучше всего делать по прочтении не одного – двух абзацев текста, а целого параграфа или главы (если она небольшая).
Конспектирование ведется  не с целью иметь определенные записи, а для более полного овладения содержанием  изучаемой книги.
В записях отмечается и выделяется все то новое, интересное и нужное, что особенно привлекло внимание.
После того, как сделана запись содержания параграфа, главы, следует перечитать ее, затем вновь обратиться к тексту и проверить себя, правильно ли изложено основное его содержание.
Техника  конспектирования:
- конспектируя книгу большого объема, запись лучше всего вести в общей тетради;
- на каждой странице слева оставляются поля шириной 25-30 мм для записи коротких подзаголовков, кратких замечаний, вопросов;
- для повышения разборчивости (читаемости) записи оставляют интервалы между строками, абзацами. Новую мысль начинают с красной строки;
- при записи широко используют различные сокращения и условные знаки, но не в ущерб смыслу записанного. Рекомендуется применять общеупотребительные сокращения, например:
м.б. – может быть
б.ч. – большей частью
гос. – государственный
д.б. – должно быть и т.д.
- Не следует сокращать имена и названия, кроме очень часто повторяющихся.
- в конспекте не должно быть механического переписывания текста без продумывания его содержания и смыслового анализа.
Конспект принесет пользу студенту только тогда, когда он составлен лично им.
Работая самостоятельно с учебной литературой, нужно сделать соответствующие обобщения и выводы.
Все виды предлагаемых работ по разделу или теме должны быть выполнены. Только в том случае возможно полное и качественное усвоение учебного материала. Особенно внимательно следует отнестись к вопросам самоконтроля, способствующим активизации процесса усвоения и закрепления знаний.
  
6. Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой студентов
Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной рабо­ты преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж про­водится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дис­циплины.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики само­стоятельной работы, уровня сложности уровня умений студентов.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную рaбoтy студентов по дисциплине, может проходить, в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности студента.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов могут быть использованы семинарские занятия, коллок­виумы, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творче­ских работ и др.
 Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной ра­боты студента являются:
-уровень освоения студентом учебного материала;
-умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями.

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Методическая копилка учителя информатики Учительский портал

Презентации PowerPoint
счетчик