Инновационная деятельность в
учреждениях начального профессионального образования является стимулом,
выводящим педагогов на новый уровень осмысления и решения своих
профессиональных задач.
Современный преподаватель
должен научить обучающихся УЧИТЬСЯ, ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ. Преподаватель должен
делать все, чтобы обучающемуся стало выгодно учиться регулярно и хорошо. Для
этого необходимо создать такие психолого-педагогические условия, в которых
обучающийся займет активную позицию и наиболее полно раскроется как субъект
образовательной деятельности.
Приоритетным в обучении
становится организация образовательного процесса на гуманистических,
демократических началах, что приводит к
необходимости кардинального изменения технологий преподавания и системы
оценивания качества знаний обучающихся.
Предметом моего рассмотрения
является технология дифференцированного обучения, которая представляет собой
целенаправленную и планомерную взаимосвязанную деятельность преподавателя и
обучающегося, а результатом является освоение обучающимися системы знаний,
умений и навыков, развитие их познавательных способностей, обладание опытом
профессиональной и творческой деятельности.
Дифференцированное обучение
предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их условное
распределение по типологическим группам и особую организацию этих групп с
учетом выделенных особенностей.
Проблема дифференцированного
подхода в обучении требует исследования и решения ряда вопросов, в частности
способа организации такой работы, ее место в учебном процессе, видов
дифференцированных заданий, методики их проведения.
Система работы
преподавателя по подготовке и организации
дифференцированного
обучения
1.
Методика выявления уровней
развития обучаемости обучающихся
Чтобы разработать пути и
способы дифференцированного обучения с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся преподавателю необходимо
знать уровень обучаемости – особенности его мышления, памяти, внимания.
С целью выявления уровня подготовленности
обучающихся по информатике на первых уроках я
провожу компьютерное тестирование, при этом ученик показывает свои знания как в
теории, отвечая на поставленные вопросы теста, так и умение работать за
компьютером.
По итогам тестирования
выделяются обучающиеся, способные обучаться индивидуально с углубленным уровнем
усвоения материала. Им дается возможность сдать зачет по первой теме, если они
справляются с ним, то сдают зачет по теме №2
и т.д. В противном случае они изучают тему вместе со всеми или самостоятельно
по лабораторно-практическим работам.
2. Логико-диагностический анализ содержания
Успешность процесса усвоения новых знаний и
достижения обучающимися требуемого уровня обучаемости зависит от структуры
содержания учебного материала.
Структуре любого учебного материала присущи
следующие свойства:
- делимость на элементарные
структурные элементы;
- вариативность связей между
структурными элементами.
3. Разработка систем дифференцированных заданий
Важнейшим этапом деятельности преподавателя
по подготовке и организации дифференцированного обучения является разработка
систем дифференцированных заданий с учетом индивидуальных различий в
обучаемости внутри каждой из выделенных типологических групп обучающихся.
Выделяются такие типы заданий:
1. Задания с наличием образца
2. Задания, в которых обучающиеся
выполняют только его части (например, предлагается задание, где уже даны ответы
на отдельные вопросы с учетом трудностей, которые могут возникнуть)
3. Задания с сопутствующими
указаниями и инструкциями (при изучении нового материала)
4. Заданиями с теоретическими
справками направлены на формирование умений обосновать выбор того или иного
действия соответствующей теорией.
5. Задания с алгоритмическими
предписаниями полностью оправдывают себя в том случае, когда обучающийся хорошо
владеет элементарными операциями.
6. Задание с применением
классификации (составить самостоятельно
схему или таблицу; представить материал в определенном порядке).
7. Проблемно-познавательные
задания помогают обучающимся овладевать основными логическими операциями
4. Выбор организационных форм учебной деятельности
Индивидуальные выполнения обучающимися
заданий различной сложности является необходимым условием успешной реализации
дифференцированного подхода в процессе обучения.
Вместе с тем, осуществление дифференцированного
подхода не означает полного отказа преподавателя от коллективных форм
организации учебной работы. Далеко не на каждом уроке целесообразны
индивидуальные формы.
И при фронтально-массовой форме организации
учебной работы возможна и целесообразна ее дифференциация. Она достигается в
том случае, если сложность вопросов, подготовленных для проведения беседы
фронтального характера, соответствуют уровню обучаемости обучающихся. Так, для
сильных учеников сложность заданий должна быть достаточно высокой: им
предлагаются вопросы, требующие для своего разрешения творческого поиска,
догадки. Обучающиеся с пониженной
обучаемостью также вовлекаются в процесс коллективного изучения нового
материала - они отвечают на более простые вопросы.
При объяснении нового материала также
используется коллективная форма организации учебной работы. Дифференцированный
подход в этом случае осуществляется с помощью использования электронного
учебника, когда обучающиеся самостоятельно или под руководством преподавателя
определяют объем изучаемой информации, записывая в тетрадях основные понятия
темы.
5. Оценивание знаний
При дифференцированном обучении
предполагается оценка методом «сложения», в основу которой кладется минимальный
уровень общеобразовательной подготовки (его достижение в обязательном порядке
требуется от каждого обучающегося). Критерий более высокого уровня строится на
базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня и системы зачетов.
При
проверке знаний, умений и навыков применяется тестирование, кроссворды, рефераты.
Применять технологию
дифференцированного обучения на уроках информатики в качестве эксперимента я
начала в 2002 году в группах обучающихся по профессии автомеханик. Сравнивая
результаты обучения этих групп с результатами групп, не участвующих в
эксперименте, я пришла к выводу, что применение технологии дифференцированного
обучения повысило средний балл обучающихся на 0,39 балла.
|