Четверг, 18.04.2024, 10:18Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Сайт преподавателя информатики

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Применение технологии дифференцированного обучения на уроках информатики

Инновационная деятельность в учреждениях начального профессионального образования является стимулом, выводящим педагогов на новый уровень осмысления и решения своих профессиональных задач.

Современный преподаватель должен научить обучающихся УЧИТЬСЯ, ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ. Преподаватель должен делать все, чтобы обучающемуся стало выгодно учиться регулярно и хорошо. Для этого необходимо создать такие психолого-педагогические условия, в которых обучающийся займет активную позицию и наиболее полно раскроется как субъект образовательной деятельности.

Приоритетным в обучении становится организация образовательного процесса на гуманистических, демократических началах, что приводит к  необходимости кардинального изменения технологий преподавания и системы оценивания качества знаний обучающихся.  

Предметом моего рассмотрения является технология дифференцированного обучения, которая представляет собой целенаправленную и планомерную взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающегося, а результатом является освоение обучающимися системы знаний, умений и навыков, развитие их познавательных способностей, обладание опытом профессиональной и творческой деятельности.

Дифференцированное обучение предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей обучающихся, их условное распределение по типологическим группам и особую организацию этих групп с учетом выделенных особенностей.

Проблема дифференцированного подхода в обучении требует исследования и решения ряда вопросов, в частности способа организации такой работы, ее место в учебном процессе, видов дифференцированных заданий, методики их проведения.

 Система работы преподавателя по подготовке и организации

дифференцированного обучения

1.     Методика выявления уровней развития обучаемости обучающихся

Чтобы разработать пути и способы дифференцированного обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся  преподавателю необходимо знать уровень обучаемости – особенности его мышления, памяти, внимания.

С целью выявления уровня подготовленности обучающихся по информатике на первых уроках я провожу компьютерное тестирование, при этом ученик показывает свои знания как в теории, отвечая на поставленные вопросы теста, так и умение работать за компьютером.

По итогам тестирования выделяются обучающиеся, способные обучаться индивидуально с углубленным уровнем усвоения материала. Им дается возможность сдать зачет по первой теме, если они справляются с ним, то сдают зачет по теме №2 и т.д. В противном случае они изучают тему вместе со всеми или самостоятельно по лабораторно-практическим работам.

2. Логико-диагностический анализ содержания

Успешность процесса усвоения новых знаний и достижения обучающимися требуемого уровня обучаемости зависит от структуры содержания учебного материала.

Структуре любого учебного материала присущи следующие свойства:

  • делимость на элементарные структурные элементы;
  • вариативность связей между структурными элементами.

3. Разработка систем дифференцированных заданий

Важнейшим этапом деятельности преподавателя по подготовке и организации дифференцированного обучения является разработка систем дифференцированных заданий с учетом индивидуальных различий в обучаемости внутри каждой из выделенных типологических групп обучающихся.

Выделяются такие типы заданий:

1.    Задания с наличием образца

2.    Задания, в которых обучающиеся выполняют только его части (например, предлагается задание, где уже даны ответы на отдельные вопросы с учетом трудностей, которые могут возникнуть)

3.    Задания с сопутствующими указаниями и инструкциями (при изучении нового материала)

4.    Заданиями с теоретическими справками направлены на формирование умений обосновать выбор того или иного действия соответствующей теорией.

5.    Задания с алгоритмическими предписаниями полностью оправдывают себя в том случае, когда обучающийся хорошо владеет элементарными операциями.

6.    Задание с применением классификации  (составить самостоятельно схему или таблицу; представить материал в определенном порядке).

7.    Проблемно-познавательные задания помогают обучающимся овладевать основными логическими операциями

4. Выбор организационных  форм учебной деятельности

Индивидуальные выполнения обучающимися заданий различной сложности является необходимым условием успешной реализации дифференцированного подхода в процессе обучения.

Вместе с тем, осуществление дифференцированного подхода не означает полного отказа преподавателя от коллективных форм организации учебной работы. Далеко не на каждом уроке целесообразны индивидуальные формы.

И при фронтально-массовой форме организации учебной работы возможна и целесообразна ее дифференциация. Она достигается в том случае, если сложность вопросов, подготовленных для проведения беседы фронтального характера, соответствуют уровню обучаемости обучающихся. Так, для сильных учеников сложность заданий должна быть достаточно высокой: им предлагаются вопросы, требующие для своего разрешения творческого поиска, догадки. Обучающиеся  с пониженной обучаемостью также вовлекаются в процесс коллективного изучения нового материала - они отвечают на более простые вопросы.

При объяснении нового материала также используется коллективная форма организации учебной работы. Дифференцированный подход в этом случае осуществляется с помощью использования электронного учебника, когда обучающиеся самостоятельно или под руководством преподавателя определяют объем изучаемой информации, записывая в тетрадях основные понятия темы.

5. Оценивание знаний

При дифференцированном обучении предполагается оценка методом «сложения», в основу которой кладется минимальный уровень общеобразовательной подготовки (его достижение в обязательном порядке требуется от каждого обучающегося). Критерий более высокого уровня строится на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня и системы зачетов.

При проверке знаний, умений и навыков применяется тестирование, кроссворды,  рефераты.

Применять технологию дифференцированного обучения на уроках информатики в качестве эксперимента я начала в 2002 году в группах обучающихся по профессии автомеханик. Сравнивая результаты обучения этих групп с результатами групп, не участвующих в эксперименте, я пришла к выводу, что применение технологии дифференцированного обучения повысило средний балл обучающихся на 0,39 балла.

Категория: Мои статьи | Добавил: ninech (27.02.2011)
Просмотров: 8205 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Методическая копилка учителя информатики Учительский портал

Презентации PowerPoint
счетчик