Пятница, 26.04.2024, 08:41Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Сайт преподавателя информатики

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Реализация компетентности в области разработки методических, дидактических материалов с помощью интерактивной доски

Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников.

Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.

Требования  к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он реализует в своей деятельности. Квалификация  педагога может быть описана как совокупность шести основных компетентностей:

1. Компетентность в области личностных качеств.

2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.

3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.

4. Компетентность в области разработки программы деятельности и принятии педагогических решений.

5. Компетентность в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности.

6. Компетентность в области организации педагогической деятельности.[1]

 Я хочу остановиться на компетентности в области разработки программы, методических, дидактических материалов и принятии педагогических решений. Эта компетентность  отражает квалификационную готовность педагога разработать и реализовать программу деятельности и принимать  решения в различных педагогических ситуациях, осознавая всю полноту ответственности за эти решения и последствия от их реализации. Компетентность в разработке и реализации образовательных программ позволяет осуществлять преподавание с учетом уровня подготовленности и мотивированности обучающихся. Обоснованный выбор учебников и учебных комплектов, разработка собственных дидактических и методических материалов являются составной частью педагогической деятельности.

Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение выбрать и реализовать типовые образовательные программы, умение разработать собственные программные, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в педагогических ситуациях.

Осознавая важность принципов дифференциации и индивидуализации обучения, преподаватель разрабатывает собственные материалы, позволяющие реализовать эти принципы. Дидактические средства преподавателя разнообразны, он обращает специальное внимание на то, с помощью каких дидактических приемов и методических средств можно достичь запланированных образовательных результатов. Этому хорошо способствуют мультимедийные средства обучения нового поколения, например, интерактивная доска.

Интерактивная  доска (Interactive whiteboard), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедиа проектор.

Интерактивные  доски объединяют в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Выводят процесс обучения на качественно новый уровень. Соответствуют  тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Помогают избавить преподавателей от рутины и освобождают время для творческой работы. Такая  доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

 И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с группой и не привязываясь к своему компьютеру.  Благодаря наглядности и интерактивности, группа вовлекается в активную работу. У обучающихся обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Сегодня преподавателю информатики объяснять с мелом в руках, как работает Word, Excel или любая другая программа уже просто смешно, да и неэффективно. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы с программой сразу всему классу, а не объяснять то же самое каждому у его компьютера. Когда преподаватель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране.

Если у вас есть интерактивная доска, на уроке математики вам больше не придется ждать, когда ученик напишет задание на доске, и несколько минут урока будут потеряны – преподаватель может выводить на экран заранее приготовленные материалы, и время урока будет использовано только на решение поставленных задач. По математике (и не только) существует большой выбор ЦОР, с которыми удобно работать на интерактивной доске.

Например, электронное учебное пособие по курсу Алгебра и начала анализа - 10 класс представлено в виде интерактивных презентаций, в которых отражён  теоретический и практический материал по курсу.  

Интерактивную доску можно установить в мультимедийный кабинет физики, химии, географии, истории, английского языка или других предметов, где сложный учебный материал требует большей наглядности или для которых уже имеется большое количество доступных интерактивных обучающих ресурсов. Например, для учителя физики использование наглядных моделей, интерактивных анимаций, поможет проще и доходчивее объяснить суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов (к тому же безопасно).

Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, они интересны ученикам. Однако, как показала практика, используя информационные технологии в учебном процессе, не стоит делать это эпизодически, бессистемно, иначе они не повлияют на результаты обучения.

 Как и любое техническое средство, интерактивная доска не может использоваться весь урок и, согласно санитарно-гигиеническим нормам, с ней разрешается работать не более 20 минут. Остальное время на уроке используется по усмотрению преподавателя. Согласно мнению родителей и наблюдению преподавателей, у обучающихся сократилось время на выполнение домашнего задания. Это объясняется тем, что студент лучше усваивает материал на уроке. Улучшается внимание и память обучающихся, снимается стрессовая ситуация и эмоциональное напряжение. В связи с тем, что на уроке выполняется больший объём работы, чем раньше, то для отработки материала дома тратится гораздо меньше времени.

 



[1] Методика оценки уровня квалификации педагогических работников.

Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. М.: 2010г.

Категория: Мои статьи | Добавил: ninech (27.02.2011)
Просмотров: 10566 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Методическая копилка учителя информатики Учительский портал

Презентации PowerPoint
счетчик